Попов Василий Андреевич

 

Родился 1 (14) января 1918 года в селе Ивановка ныне Курьинского района Алтайского края. Русский. Окончил 7 классов. Работал учётчиком в совхозе, счетоводом на строительстве железной дороги на станции Поспелиха (Алтайский край). С 1936 года учился в Иркутской железнодорожной технической школе. В 1938 году окончил Иркутский аэроклуб.

В армии с ноября 1938 года. До октября 1939 года обучался в Читинской военной авиационной школе лётчиков, в 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Белорусском военном округе). Участник Великой Отечественной войны.

Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии, битве за Москву и обороне Ленинграда. В июне 1941 года - лётчик 161-го истребительного авиационного полка (Западный фронт), в сентябре-октябре 1941 - лётчик 187-го истребительного авиационного полка (Западный фронт). 5 октября 1941 года был сбит в воздушном бою. Несколько дней провёл в госпитале. В октябре 1941 - августе 1942 - командир звена 41-го истребительного авиационного полка (ПВО города Москвы, затем Волховский фронт). Совершил 206 боевых вылетов на истребителях И-16, МиГ-3 и Як-1. Был дважды сбит. В 52 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 6 самолётов противника.

В августе 1942-октябре 1945 - командир звена 2-го авиационного полка 1-й перегоночной авиационной дивизии ГВФ. Перегнал с Аляски 256 американских самолётов: истребителей Р-63 «Кингкобра», Р-39 «Аэрокобра», Р-40Е «Киттихаук», Р-47 «Тандерболт» и учебно-тренировочных АТ-6 «Тексан», поставлявшихся в нашу страну по ленд-лизу.

С октября 1945 года служил в строевых частях ВВС (в Группе советских войск в Германии). С марта 1947 года - заместитель командира, с декабря 1948 года - командир авиаэскадрильи 53-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Прибалтийском военном округе).

Весной 1948 года участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-2». В составе группы из трёх истребителей Ла-11 выполнил перелёт Москва - мыс Шмидта (на Чукотке) дальностью 8.500 километров. Провёл испытания Ла-11 в условиях Крайнего Севера, летая с аэродромов на мысе Шмидта и острова Врангеля. Дважды выполнял посадки на ледовый аэродром в Северном Ледовитом океане, расположенный на 82 градусе 15 минутах северной широты (на расстоянии 1.200 километров от материка). Посадки истребителя на дрейфующие льды были выполнены впервые в истории авиации.

Весной 1949 года участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-4». В составе группы из шести Ла-11 выполнил перелёт Москва - остров Диксон дальностью 6.000 километров. Продолжил испытания по боевому применению истребителя Ла-11 в высоких широтах.

За мужество и героизм, проявленные в высокоширотных экспедициях, гвардии капитану Попову Василию Андреевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6991).

В 1951 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы (город Таганрог). Был командиром авиаэскадрильи, помощником командира авиаполка (в Белоруссии и Мурманской области). С января 1954 года служил в морской авиации (на Северном флоте). В 1957 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии (Монино). Командовал полком, был заместителем командира авиадивизии в ВВС Северного флота. Летал на реактивных истребителях МиГ-15, МиГ-17, Миг-19, Як-25.

С июля 1960 года полковник В.А.Попов - в запасе. Жил в Ярославле. В 1961-1986 годах работал техником, старшим инженером, начальником сектора авиационных шин ОКБ Ярославского шинного завода. Умер 27 августа 2011 года.

Полковник (1958), военный лётчик 1-го класса. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени , 4 орденами Красной Звезды, медалями.

Фотохроника
Ветераны войны