Истребитель ЛаГГ-3
Истребитель ЛаГГ-3 из 44-го истребительного авиаполка.Ленинградский фронт, 1942 год |
История создания одного из основных советских истребителей первого периода Великой Отечественной войны ЛаГГ-3 началась в 1940 году, когда советская авиационная промышленность на смену устаревшим истребителям И-16 и И-153 представила на испытания ряд истребителей нового поколения - И-26, И-200 и И-301. Опытные образцы этих самолетов успешно выдержали испытания и были запущены в серию. И-26 конструкции А.С. Яковлева был переименован в Як-1, высотный истребитель И-200 конструкции А. И. Микояна и В. К. Гуревича - МиГ-3, а самолет И-301, сконструированный С. А. Лавочкиным, В. П. Горбуновым и М. И. Гудковым - ЛаГГ-3.
Первый опытный образец истребителя И-301 появился весной 1940 года1. На испытаниях новый самолет ОКБ С. Лавочкина развил скорость 605 км/ч2. В числе достоинств ЛаГГа было и то, что он был почти целиком сделан из древесины, пропитанной фенольными смолами и уплотненной с помощью прессов (дельта-древесина). Как показал опыт первого периода Великой Отечественной войны, выбор дельта-древесины в качества основы конструкции был единственно верным, т.к. ощущалась нехватка дюралюминия: выпуск его в связи с эвакуацией предприятий на восток в начале войны был крайне ограничен. Кроме того, дельта-древесина обладала высокой огнеупорностью и повышала живучесть истребителя. В годы Великой Отечественной войны зафиксированы случаи, когда летчики дотягивали до аэродрома на буквально изрешеченных машинах.
В октябре 1940 года было принято решение о запуске И-301 в серийное производство. Новый самолет получил обозначение ЛаГГ-1. В декабре 1940 года, после выхода приказа Народного Комиссариата Авиационной Промышленности о выпуске варианта с увеличенной дальностью полета, самолет получил обозначение ЛаГГ-33.
Истребитель ЛаГГ-3 на Калининском фронте. 1942 год |
Воздушные бои выявили целый ряд серьезных недостатков у ЛаГГ-3. Самолет был сложен в пилотировании, и при весе 3,5 тонны ему не хватало мощности 1100-сильного двигателя М-105 с водяным охлаждением. Дело в том, что на стадии серийного выпуска пришлось усиливать бортовое оружие и принимать меры для увеличения дальности полета, а это можно было сделать только за счет веса. К тому же качество изготовления серийных ЛаГГов оказалось не на должном уровне - война отняла у авиационной промышленности немало квалифицированных рабочих и специалистов. Наличие отрицательных характеристик вызвало к жизни горькую ироничную шутку летчиков, называвших самолеты «лакированными гарантированными гробами» (по буквам аббревиатуры ЛаГГ)7.
Постепенно военное руководство пришло к выводу, что количество ЛаГГ-3 необходимо сокращать, заменяя их новыми типами самолетов. Было решение снять ЛаГГ-3 с производства, а завод передать для постройки истребителей А.С. Яковлева с тем же двигателем, обладавших более высокими боевыми качествами.
Тактико-технические характеристика истребителя ЛаГГ-3:
Экипаж : 1 человек
Двигатель: рядный поршневой М-105П мощностью 1050 л.с.
Размах крыла: 9,8 м
Площадь крыла: 17,51 кв. м
Вооружение: три 12,7 мм пулемета и два 7,62 мм пулемета
Максимальная скорость: 560 км/ч
Практический потолок: 9500 м
Дальность полета: 870 км
Взлетный вес: 3150 кг8
[1] Орлов М.В., Якубович Н.В. Истребитель ЛаГГ-3 // Авиаколлекция. - 2005. № 5. - с. 3
[2] Авиация Второй мировой войны. - Смоленск: Русич, 2001. - с. 65
[3] Орлов М.В., Якубович Н.В. Истребитель ЛаГГ-3. - с. 6
[4] Там же, с. 21
[5] Там же, с. 21
[6] Там же, с. 23
[7] Там же, с.
[8] Авиация Второй мировой войны. - с. 65