Истребитель ЛаГГ-3

 

 Истребитель ЛаГГ-3 из 44-го истребительного авиаполка.
Ленинградский фронт, 1942 год

История создания одного из основных советских истребителей первого периода Великой Отечественной войны ЛаГГ-3 началась в 1940 году, когда советская авиационная промышленность на смену устаревшим истребителям И-16 и И-153 представила на испытания ряд истребителей нового поколения - И-26, И-200 и И-301. Опытные образцы этих самолетов успешно выдержали испытания и были запущены в серию. И-26 конструкции А.С. Яковлева был переименован в Як-1, высотный истребитель И-200 конструкции А. И. Микояна и В. К. Гуревича - МиГ-3, а самолет И-301, сконструированный С. А. Лавочкиным, В. П. Горбуновым и М. И. Гудковым - ЛаГГ-3.

Первый опытный образец истребителя И-301 появился весной 1940 года1. На испытаниях новый самолет ОКБ С. Лавочкина развил скорость 605 км/ч2. В числе достоинств ЛаГГа было и то, что он был почти целиком сделан из древесины, пропитанной фенольными смолами и уплотненной с помощью прессов (дельта-древесина). Как показал опыт первого периода Великой Отечественной войны, выбор дельта-древесины в качества основы конструкции был единственно верным, т.к. ощущалась нехватка дюралюминия: выпуск его в связи с эвакуацией предприятий на восток в начале войны был крайне ограничен. Кроме того, дельта-древесина обладала высокой огнеупорностью и повышала живучесть истребителя. В годы Великой Отечественной войны зафиксированы случаи, когда летчики дотягивали до аэродрома на буквально изрешеченных машинах.

В октябре 1940 года было принято решение о запуске И-301 в серийное производство. Новый самолет получил обозначение ЛаГГ-1. В декабре 1940 года, после выхода приказа Народного Комиссариата Авиационной Промышленности о выпуске варианта с увеличенной дальностью полета, самолет получил обозначение ЛаГГ-33.

 Истребитель ЛаГГ-3 на Калининском фронте. 1942 год
К 22 июня 1941 года в строевых полках ВВС РККА находилось  свыше 100 ЛаГГ-34. Боевое крещение истребитель получил 13 июля 1941 года на подступах к Москве. В этот день летчик из 24-го истребительного авиаполка А.В. Бондаренко сбил в воздушном бою над Дорогобужем немецкий бомбардировщик Do 175. В течение первых месяцев войны появляются цеоые авиаполки, укомплектованные ЛаГГ-3. К 5 декабря в ВВС РККА насчитывалось 263 истребителя этого типа6.

Воздушные бои выявили целый ряд серьезных недостатков у ЛаГГ-3. Самолет был сложен в пилотировании, и при весе 3,5 тонны ему не хватало мощности 1100-сильного двигателя М-105 с водяным охлаждением. Дело в том, что на стадии серийного выпуска пришлось усиливать бортовое оружие и принимать меры для увеличения дальности полета, а это можно было сделать только за счет веса. К тому же качество изготовления серийных ЛаГГов оказалось не на должном уровне - война отняла у авиационной промышленности немало квалифицированных рабочих и специалистов. Наличие отрицательных характеристик вызвало к жизни горькую ироничную шутку летчиков, называвших самолеты «лакированными гарантированными гробами» (по буквам аббревиатуры ЛаГГ)7.

Постепенно военное руководство пришло к выводу, что количество ЛаГГ-3 необходимо  сокращать, заменяя их новыми типами самолетов. Было решение снять ЛаГГ-3 с производства, а завод передать для постройки истребителей А.С. Яковлева с тем же двигателем, обладавших более высокими боевыми качествами.

 

Тактико-технические характеристика истребителя ЛаГГ-3:

Экипаж :   1 человек

Двигатель: рядный поршневой М-105П  мощностью 1050 л.с.

Размах крыла: 9,8 м

Площадь крыла: 17,51 кв. м

Вооружение: три 12,7 мм пулемета и два 7,62 мм пулемета

Максимальная скорость: 560 км/ч

Практический потолок: 9500 м

Дальность полета: 870 км

Взлетный вес: 3150 кг8

  

 


[1] Орлов М.В., Якубович Н.В. Истребитель ЛаГГ-3 // Авиаколлекция. - 2005. № 5. - с. 3

[2] Авиация Второй мировой войны. - Смоленск: Русич, 2001. - с. 65

[3] Орлов М.В., Якубович Н.В. Истребитель ЛаГГ-3. - с. 6

[4] Там же, с. 21

[5] Там же, с. 21

[6] Там же, с. 23

[7] Там же, с.

[8] Авиация Второй мировой войны. - с. 65

Фотохроника
Ветераны войны