Истребитель Як-1
Истребитель Як-1 перед боевым вылетом. Лето 1941 года |
Як-1 стал самым массовым советским истребителем времен Великой Отечественной войны. Легкий и маневренный, этот самолет успешно конкурировал с немецкими истребителями Мессершмитт Bf-109.
Впервые прототип Яка - И-26 - поднялся в воздух 13 января 1940 года1. Самолет, окрашенный в ярко-красный цвет, показал хорошие летные данные и был запущен в серию. Бортовое вооружение - одна пушка ШВАК калибра 20 мм для стрельбы через ось редуктора двигателя и два скорострельных пулемета ШКАС калибра 7,62 мм. С двигателем М-105П мощностью 1050 л.с. истребитель развивал скорость до 569 км/час2. По своим боевым качествам Як-1 вошел в число лучших фронтовых истребителей первого период Великой Отечественной войны. На самолете этого типа летал Герой Советского Союза Михаил Дмитриевич Баранов (183-й истребительный авиаполк, 289-я истребительная авиадивизия). В 85 воздушных боях он сбил лично 31 вражеский самолёт и 28 - в составе группы, 6 самолётов уничтожил на аэродромах.
В дальнейшем на основе самолета Як-1 были созданы более совершенные истребители Як-1М Як-3, Як-7 и Як-9.
Истребитель Як-3 |
Первые серийные Як-3 направили в 91-й истребительный авиаполк 2-й воздушной армии, который в июне 1944 года принимал участие в наступательной Львовской операции. За полтора месяца они успешно выполнили 430 боевых вылетов, провели пять воздушных групповых боев, уничтожив 23 самолета противника. Потери полка составили два Як-3.
В боях под Сталинградом впервые в массовом порядке был применен истребитель Як-73. По летным
Як-9Д Героя Советского Союза летчика М.И. Гриба (14 побед).ВВС Черноморского флота, 1944 год |
Следующей модификацией в знаменитом семействе стал истребитель Як-9. Для уменьшения веса с самолета убрали один 12,7 мм пулемет, и внесли другие изменения6. С 1942 года Як-9 был запущен в серию. На истребителе этого типа летал Арсений Ворожейкин (728-й истребительный авиаполк, 256-я истребительная авиадивизия), на боевом счету которого 52 лично сбитых самолета противника и 14 - в группе.
Всего за годы войны было произведено свыше 35 000 самолетов Як различной модификаций7.
Тактико-технические характеристики истребителя Як-1 (Як-9)
Экипаж: 1 человек
Размах крыла: 10 м (9,74 м)
Площадь крыла: 17,15 м2
Длина: 8,48 м (8,5 м)
Высота: 3,9 м (3,64 м)
Двигатель: М-105П мощностью 1050 л.с. (М-105ПФ мощностью 1180 л.с.)
Взлетный вес: 2950 кг (3117 кг)
Практический потолок: 10 000 м (9100 м)
Дальность полета: 700 км (1330 км)
Вооружение: одна 20-мм пушка, два 7,62-мм пулемета (одна 20-мм пушка, один 12,7-мм пулемет)8.
[1] Авиация Второй мировой войны. - Смоленск: Русич, 2001. - с. 75
[2] Там же, с. 75
[3] Там же, с. 76
[4] Там же, с. 76
[5] Там же, с. 76
[6] Там же, с. 77
[7] Там же, с. 75
[8] Там же, с. 75, 77