Средний танк Т-34

 

Т-34 образца 1941 года

Танк Т-34 - один из символов Великой Отечественной войны. Он стал классическим образцом среднего танка и признанным шедевром мирового танкостроения. В отличие от многих типов танков иностранных образцов, в том числе и немецких, в Т-34 была заложена возможность усовершенствования и модернизации. Т-34 успешно выдержал суровые испытания войны, и продолжал оставаться на вооружении в Советской Армии длительное время после войны.

 

История создания

 Работы по созданию нового среднего танка Т-34 начались осенью 1938 г. Ведущим инженером проектов нового танка был Александр Морозов, а главным конструктором - Михаил Ильич Кошкин1. Еще студентом М.И. Кошкин участвовал в создании колесно-гусеничного танка Т-292. В 1936 году он возглавил конструкторское бюро, которое в октябре 1937 года начало работы над колесно-гусеничным

Опытный образец А-20
танком А-20, непосредственным предшественником Т-34. Основываясь на своем опыте по проектированию средних танков типа Т-29, Кошкин выступил против сложной в эксплуатации и изготовлении колесно-гусеничной машины. Он настаивал на создании чисто гусеничного танка - более простая  конструкция  такого танка  позволяла резко форсировать  выпуск броневых машин.

  Проект был готов летом 1938 года. В августе Главный Военный Совет, рассмотрев проекты колесно-гусеничных машин, принял решение о строительстве среднего танка с гусеничным движителем (А-32).

Заводские испытания танка А-32, проведенные в октябре-декабре  1939 года, выявили хорошие скоростные данные машины, ее высокую надежность3. Те же достоинства были и у А-20, но в числе преимуществ А-32 оказалась простота конструкции, допускавшая выпуск танка на машиностроительных заводах и дальнейшее развитие модели. Технические особенности ходовой части А-20 не позволяли провести модернизацию, связанную с утяжелением машины.  

Опытный образец А-32

В результате испытаний и было составлено задание на проектирование среднего танка Т- 34 на базе танка А-324. Боевой опыт, приобретенный советскими танкистами в ходе советско-финской войны   1939-1940 года, показал полное превосходство чисто гусеничных машин в условиях бездорожья, а также в отношении удобства обслуживания и ремонта. Вместе с тем стало очевидным: 45-мм пушка и противопульная броня на основных, массовых танках РККА уже не соответствуют требованиям современной войны. Именно по этим причинам 19 декабря 1939 года, еще до войсковых испытаний опытных образцов, Т-34 был принят на вооружение5. Первые два Т-34 вышедшие из заводских ворот в начале 1940 года, прошли очень суровый испытательный пробег в феврале - марте 1940 года (по маршруту Харьков-Москва) в дождь, снег и распутицу. М.И. Кошкин, лично участвовавший в пробеге, простудился и тяжело заболел. В сентябре 1940 года в возрасте 42 лет он скончался. В 1942 году посмертно был удостоен Государственной

Т-34 образца 1940 года
премии первой степени. Дело главного конструктора продолжил А. Морозов (впоследствии Герой Социалистического Труда). Модернизацию танка в 1942 году провели  инженеры    Я. Баран и А.  Шпайхлер, а разработку улучшенной     модели     Т-34/85 возглавил В. Крылов6.

Серийное производство танка началось на двух заводах - Харьковском и Сталинградском7. До 1 июля 1941 года на этих заводах было изготовлено 1225 танков8. На первых партиях танков Т-34 устанавливалась длинноствольная 76,2-мм пушка Л-11, бронебойный снаряд которой на дальности 500 метров пробивал броню толщиной 55 мм, расположенной под углом 60 градусов. В боекомплект пушки входили  77 бронебойных и осколочных снарядов9

С марта 1941 года началось серийное производство Т-34 с 76,2-мм пушкой Ф-3410. Боекомплект танка был увеличен до 100 выстрелов, а боекомплект 7,62-мм пулемета ДТ составлял 4500 патронов. Верхний лобовой лист толщиной 45 мм имел угол наклона 57 градусов. К 22 июня 1941 года в пограничных военных округах насчитывалось 967 Т-3411.

 

Боевое применение

Т-34-76 из 1-й гв. танковой бригады под Москвой.

Западный фронт, зима 1941/42 года 

 С началом войны танковую промышленность пришлось эвакуировать на Урал. Несмотря на сложнейшие условия возобновления работы эвакуированных предприятий, производство танков росло (во втором полугодии с конвейера сошло 1853 танка Т-34)12. «Тридцатьчетверка» образца 1940 года весила 26,5 т, несла 76,2-миллиметровое орудие и 2 пулемета, ее экипаж состоял из 4 человек. Толщина брони корпуса и башни составляла 40-45 мм. Большим преимуществом Т-34 был дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л. с, обеспечивавший скорость 50 км/ч по шоссе13. По сравнению с карбюраторными моторами дизель расходует меньше топлива - это ведет к увеличению запаса хода танков. Дешевое дизельное топливо к тому же менее опасно в пожарном отношении (интересно, что на подавляющем большинстве танков других воюющих стран стояли бензиновые двигатели, в том числе и на немецких).

От основных боевых немецких танков Т III и Т-IV «тридцатьчетверка» отличалась   высокой   подвижностью и проходимостью, бол ьшим запасом хода. По вооружению и броне Т-34 был вне конкуренции. 37-миллиметровая пушка T-III не представляла опасности для Т-34, в то время как 76-миллиметровый снаряд «тридцатьчетверки» пробивал броню Т-III на всех дистанциях прицельного огня. На удалении цели в один

Пехота отрабатывает приемы

взаимодействия с танками Т-34-76.

Ленинградский фронт, 1942 год

километр бронебойный снаряд пробивал вертикальные листы толщиной 50-60 мм немецких танков. Больше того, фугасные снаряды такого калибра проламывали германскую броню высокой твердости. Не помогло врагу навешивание броневых экранов. Превосходил советский танк и T-IV, короткоствольное 75-миллиметровое орудие которого не годилось для борьбы с Т-34. После первых боевых столкновений с «тридцатьчетверкой», немцы установили на T-IV длинноствольное 75-мм орудие. Превосходство Т-34 и KB заставило немецкое командование разработать и ввести на вооружение новые типы машин, что привело к временному сокращению выпуска техники. Танк Т-34 оказался настолько удачным, что перед Советскими Вооруженными Силами не вставал вопрос о замене основного танка.

Т-34 претерпел лишь ряд модернизаций и улучшений. Танки Т-34 в годы войны производились на шести танковых заводах: № 183 в Харькове (после эвакуации в Нижнем Тагиле), СТЗ, № 112 («Красное Сормово») в Горьком, № 174 в Омске, ЧКЗ и УЗТМ им. Орджоникидзе в Свердловске. Головным конструкторским бюро по танку Т-34 было КБ завода № 183, которым на протяжении всей войны руководил А.А. Морозов. За годы войны заводами танковой промышленности было выпущено свыше 50 000 танков Т-34 различных модификаций. Кроме того, на базе танка Т-34 в 1942-1945 годах были разработаны и серийно изготавливались средние самоходно-артиллерийские установки (САУ) - СУ-122, СУ-85 (СУ-85М) и СУ-100, а башни танка с вооружением устанавливались на бронепоездах,

Т-34-85 форсирует водную преграду.

1-й Украинский фронт, весна 1944 года

мотоброневагонах и бронекатерах14.

За время серийного производства танк Т-34 неоднократно модернизировался в целях повышения его боевых свойств, надежности работы агрегатов, снижения трудоемкости и улучшения технологичности производства, и тем самым, увеличения выпуска танков для фронта. В 1942 году вместо сварной или литой башни сложной конфигурации на танке установили литую шестигранную. Конструкторы упростили соединения броневых деталей, увеличили емкость топливных баков. Зимой 1942/43 года заводы перешли на новую технологию - сварка брони велась под флюсом. Это упрочнило корпус. Двигатель получил улучшенную систему очистки воздуха, а силовая установка - пятиступенчатую коробку передач. Вес танка возрос до 31  тонны15.

В декабре 1943 года начался массовый     выпуск     нового     варианта      «тридцатьчетверки» - Т-34/85. Огневая мощь была повышена за счет установки 85-мм нарезной пушки. Броневая защита была усилена путем увеличения толщины лобовой брони башни до 90 мм, бортов корпуса - до 45 мм. Несмотря на

Т-34-85 из 4-й гв. танковой бригады.

 З-й Белорусский фронт, июль 1944 года

установку, более мощного оружия и броневой защиты подвижность машины была сохранена на прежнем уровне за счет введения пятиступенчатой коробки передач и всережимного регулятора топливного насоса высокого давления. Весной 1944 года первые машины поступили в гвардейские танковые части.  Вес Т-34/85 составлял  32 т. Танк нес     мощную 85-миллиметровую пушку и  2    пулемета. Увеличились размеры башни, толщину ее лобовой брони  конструкторы    довели    до 90 мм, боковой - до 75 мм. Запас горючего  позволял  машине  пройти 420 км по шоссе и 320 по проселочной дороге16. C этим танком Советская Армия завершила Великую Отечественную войну.

Советские танкостроители создали одну из самых замечательных боевых машин в мире. Т-34 стал классическим образцом среднего танка. Превосходя своих современников по силе огня, броне и подвижности, он оставался в строю на протяжении многих лет.

 


 

[1] Средний танк Т-34: 1939-1945. - М.: Экспринт, 2005. - с.3

[2] Т-34 // Техника молодежи. - 1970. - № 5. - с. 41

[3] Средний танк Т-34: 1939-1945. - с. 42

[4] Т-34 // Техника молодежи. - 1970. - № 5. - с. 41

[5] Средний танк Т-34: 1939-1945. - с. 21

[6] Т-34 // Техника молодежи. - 1970. - № 5. - с. 41

[7] Там же, с. 21

[8] Там же, с. 21

[9] Там же, с. 21

[10] Там же, с. 22

[11] Т-34 // Техника молодежи. - 1970. - № 5. - с. 41

[12]  Там же, с. 41

[13] Там же, с. 41

[14] Средний танк Т-34: 1939-1945. - с. 3

[15] Т-34 // Техника молодежи. - 1970. - № 5. - с. 42

[16] Там же, с. 42

Фотохроника
Ветераны войны