Пикирующий бомбардировщик Пе-2
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 |
Спроектирован в конце 30-х гг. конструктором Владимиром Михайловичем Петляковым как новый высотный истребитель. получивший обозначение ВИ-100. Это был свободнонесущий низкоплан с фюзеляжем круглого сечения, убирающимся шасси с хвостовым колесом и двухкилевым вертикальным оперением в виде концевых шайб. Два V-образных 12-цилиндровых двигателя M-105 мощностью 1050 л.с. с турбонагнетателями TK-3 были установлены в крыле. Пилот располагался в закрытой кабине, которая находилась далеко впереди передней кромки крыла. Стрелок располагался около задней кромки крыла. Первые полеты самолет ВИ-100 совершил в 1939 году.
В конце мая 1940 г. было решено перепрофилировать самолет для использования в качестве трехместного пикирующего бомбардировщика, получившего обозначение ПБ-100. Внутренняя компоновка была переделана: место пилота было немного изменено, оборудовано место для штурмана, которое располагалось впереди и ниже кресла пилота. После успешных испытаний самолет был запущен в производство под обозначением Пе-2, претерпев небольшие изменения. Пилот теперь стал располагаться в левой части увеличенной кабины, а штурман - на вращающемся кресле сзади и справа от него, что обеспечивало ему доступ к пулемету, а также возможность легко переместиться в позицию лежа при бомбометании. Третьим членом экипажа был воздушный стрелок-радист, располагавшийся позади топливного бака в отдельном отсеке, который имел верхний люк, два боковых окна и подфюзеляжную позицию для пулемета.
Первый серийный Пе-2 поднялся в воздух 18 ноября 1940, а к 22 июня 1941 года в войска было поставлено в общей сложности 458 таких машин. С конца апреля 1941 г. Пе-2 стал основным тактическим бомбардировщиком советских ВВС.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 принимал участие во всех основных сражениях Великой Отечественной войны. На фронте Пе-2 прозвали «пешкой». Большую роль «пешки» сыграли в Сталинградской битве. В частности Пе-2 во многом способствовали срыву снабжения 6-й армии Паулюса по воздуху. 30 декабря 1942 г. шестерка Пе-2 из 150-го бомбардировочного авиационного полка уничтожила порядка трех десятков транспортных Ju-52 на аэродроме
Пе-2 |
В феврале 1944 г. девятка Пе-2 разбомбила мост через Днепр под Рогачевым. В результате советские войска получили возможность наголову разбить скопившиеся у переправы германские части. 22 июня 1944 г. началась знаменитая операция «Багратион». Наступление Красной Армии поддерживали 548 пикирующих бомбардировщиков Пе-2. «Пикировщики» сумели разрушить мост через Березину, по которому лежал единственный путь отхода немецких войск из белорусского выступа.
«Пешки» сыграли заметную роль в захва те Красной Армией крупной германской военно-морской базы Пиллау и в штурме крепости Кенигсберг. В Берлинской операции принимало участие 743 пикирующих бомбардировщика Пе-2 и Ту-2. Последний боевой вылет в Великой Отечественной войне самолеты Пе-2 выполнили 7 мая 1945 г., обрушив бомбы на аэродром Зирау, откуда немецкие самолеты пытались улететь в нейтральную Швецию. К окончанию производства в 1945 г. было построено 11427 самолетов Пе-2.
Пикирующие бомбардировщики также принимали участие в войне с милитаристской Японией. В состав трех воздушных армий, поддерживавших наступление советских войск в Манчжурии, входило по одной дивизии пикирующих бомбардировщиков Пе-2. «Пешки» из 34-го бомбардировочного авиаполка бомбили корейские порты Сейсин и Расин, потопив пять японских судов и повредив еще пять.
После войны Пе-2 поставлялись в Чехословакию, Польшу и Югославию.
Тактико-технические характеристики
пикирующего бомбардировщика Пе-2:
Экипаж - 3 человека
Двигатель - 2 ВК-105РФ, по 1100 л.с.
Размах крыла - 17,16 м.
Площадь крыла- 49,50 м2
Длина - 12,66 м.
Полетный вес - 8520 кг.
Максимальная скорость - 540 км/ч.
Практический потолок - 8800 м.
Максимальная дальность полета - 1500 км.
Вооружение - 3 пулемета 12,7-мм, 2 пулемета 7,62-мм, до 600 кг бомб.