Истребитель Ла-5

 

 

Ла-5 на аэродроме НИИ ВВС СССР

История создания знаменитого истребителя Ла-5 началась в 1940 году, когда советская авиационная промышленность на смену устаревшим истребителям И-16 и И-153 представила на испытания ряд истребителей нового поколения - И-26, И-200 и И-301. опытные образцы этих самолетов успешно выдержали испытания и были запущена в серию. И-26 конструкции А.С. Яковлева был переименован в Як-1, высотный истребитель И-200 конструкции А. И. Микояна и В. К. Гуревича - МиГ-3, а самолет И-301, сконструированный С. А. Лавочкиным, В. П. Горбуновым и М. И. Гудковым - ЛаГГ-3.

 

На испытаниях новый самолет ОКБ С. Лавочкина развил скорость 605 км/ч1. В числе достоинств ЛаГГа было и то, что он был почти целиком сделан из древесины, пропитанной фенольными смолами и уплотненной с помощью прессов (дельта-древесина). Как показал опыт первого периода Великой Отечественной войны, выбор дельта-древесины в качества основы конструкции был единственно верным, т.к. ощущалась нехватка дюралюминия: выпуск его в связи с эвакуацией предприятий на восток в начале войны был крайне ограничен. Кроме того, дельта-древесина обладала высокой огнеупорностью и повышала живучесть истребителя2. Известно немало случаев, когда летчики дотягивали до аэродрома на сильно поврежденных, а иногда буквально изрешеченных машинах.

Вместе с тем, ЛаГГ-3 имел и ряд серьезных недостатков. Истребитель оказался сложным в пилотировании, а качество изготовления серийных ЛаГГов оказалось не на должном уровне - война отняла у авиационной промышленности немало квалифицированных рабочих и специалистов. Кроме того, подвески для бомб и ракет повлияли на снижение скорости на 50 км/ч3. Поэтому было принято решение снять ЛаГГ-3 с производства, и перейти к массовому выпуску истребителей конструкции А.С. Яковлева, обладавших более высокими боевыми качествами.

 

Ла-5ФН в воздухе. 1943 год
Конструкторское бюро С.А. Лавочкина было эвакуировано на Кавказ. Именно здесь в опытном цехе получил свое рождение новый самолет КБ - будущий Ла-5. Первоначально он напоминал ЛАГГ-3: почти те же хвост и крылья, похожий фюзеляж овального сечения. Только впереди вместо рядного М-105 стоял двухрядный М-82 конструкции инженера Швецова мощностью 1700 л.с4. Помимо мощности, двигатель обладал высокой живучестью в бою: пробоины не выводили из строя систему охлаждения5.

 

Небольшая группа конструкторов во главе с С.А. Лавочкиным, готовила новую машину к испытаниям. В начале марта 1942 года летчик-испытатель Г.М. Мищенко повел истребитель Ла-5 в первый полет. Заводские испытания Ла-5 оказались весьма успешными. Уже в конце апреля Государственный Комитет Обороны принял постановление о проведении совместных государственных испытаний. На проверку Ла-5 было отведено всего пять летных дней. Этот строгий экзамен Ла-5 также прошел успешно. Вскоре новый истребитель был запущен в серию.

Летом 1942 года бригада Наркомата авиационной промышленности во главе с начальником сборочного цеха, где строился Ла-5, вылетела на Сталинградский фронт для проведения фронтовых испытаний. Боевые испытания также прошли успешно. Только за один месяц летчики-гвардейцы, которым довелось первыми испытать Ла-5 в боях, сообщали, что только за месяц их полк уничтожил 47 вражеских самолетов, не потеряв при этом ни одного Ла-5.

Правительство высоко оценило труд создателей истребителя. В 1943 году главному конструктору С. А. Лавочкину присвоили звание Героя Социалистического Труда.

 

Всего за год, с августа 1942 года по август 1943-го, выпуск истребителей вырос на 214%. В результате фронт получал тысячи прекрасных истребителей, выпускаемых несколькими заводами. Но С.А. Лавочкин совместно с аэродинамиками и мотористами продолжал совершенствовать летные качества своей машины.

Летом 1943 года в боях на курской дуге появились Ла-5ФН. На модифицированном истребителе Лавочкина стоял форсированный двигатель АШ-32ФН, который развивал мощность 1850 л. с., что позволяло самолету на боевой высоте достигать скорости до 650 км/ч. Кроме того, Ла-5ФН обладал более высоким летными качествами по сравнению с Ла-5: тяжелые крыльевые лонжероны из древесины заменили металлическими - «дюралевый кризис» в промышленности уже миновал6. Именно на таком

Истребитель Ла-7
самолете летчик-истребитель Иван Кожедуб (62 сбитых самолета противника на счету) открыл свой боевой счет, а летчик А. Горовец сбил под Курском в одном бою 9 немецких штурмовиков и бомбардировщиков7. Также на Ла-5 летал ас Кирилл Евстигнеев (53 победы).

 

Дальнейшим развитием Ла-5ФН стал истребитель Ла-7 - один из лучших советских боевых самолетов Великой Отечественной войны. По характеристикам он превосходил почти все типы отечественных и немецких истребителей. Поставки Ла-7 строевым частям начались в июне 1944 года. 17 последних побед из 62 одержал Иван Кожедуб  на машине этого типа. Огромная энерговооруженность, маневренность, высокая скорость, мощное вооружение, надежность и живучесть, а также простота управления и обслуживания принесли успех и заслуженную славу Ла-7 и его конструктору.

Всего за годы войны было выпущено 10 000 истребителей Ла-5 и 5905 - Ла-78.

 

Тактико-технические характеристики истребителя Ла-5ФН

Размах крыла - 9,8 м

Площадь крыла - 17,5 кв.м

Длина - 8,6 м

Высота - 2,54 м

Взлетный вес - 3290 кг.

Двигатель - АШ-82ФН, 1850 л.с.

Мощность - 1700 л.с. (1850 л.с.)

Максимальная скорость полета - 648 км/ч

Боевая дальность полета - 765 км

Потолок - 9500 м

Вооружение: две 20-мм пушки ШВАК, две 100-кг бомбы ФАБ-100

Экипаж - 1 чел9

 


[1] Авиация Второй мировой войны. - Смоленск: Русич, 2001. - с. 65

[2] Ла-5 // Техника - молодежи. - 1969. - № 8. - с. 37

[3] Авиация Второй мировой войны. - с. 65

[4] Ла-5 // Техника - молодежи. - 1969. - № 8. - с. 37

[5] Там же, с. 37

[6] Там же, с. 37

[7] Авиация Второй мировой войны. - с. 66

[8] Там же, с. 67

[9] Ла-5 // Техника - молодежи. - 1969. - № 8. - с. 36

 

Фотохроника
Ветераны войны